«Здесь» — это двойная шкала на газовом счетчике, грязное окно, растеньице с длинными листьями, бумажный веер в пустом камине; «здесь» — это пахнущая подушка, фотографии приятельниц, заложенные в ломбард чемоданы, пустые карманы, «здесь» значит: дома.

В ходе обзорного изучения постмодернизма по собственному желанию прочитала роман Грина Грэма «Меня создала Англия». В отличие от многих произведений Грина Грэма, преимущественно шпионских детективов, освещающих проблемы колонизации, автономизации колонизированных стран и тому подобному, роман «Меня создала Англия» — это роман-эпитафия по уходящему джентельменству, умирающему в расцветающем капитализме, это роман о людях.
В центре событий — сиблинги-двойняшки, всегда чувствовавшие друг друга особенно тонко. Старшая сестра Кейт, всегда искавшая выгоду, старающаяся обеспечить успешную жизнь себе и брату, и Энтони, из породы фальшивых джентльменов, любящих играть в карты, влипать в авантюры и очаровывающих одной лишь усмешкой. Их кровная связь, кровное притяжение настолько сильны, что Кейт и Энтони постоянно находятся на грани кровосмешения, понимая, что не полюбят никого так, как друг друга. Эти неоднозначные отношения стали основой причиной дочитать эту книгу до конца: есть что-то сокровенное, трепетное в том, чтобы наблюдать, как переплетаются их души и судьбы, как они балансируют на этой опасной грани, прекрасно осознавая ее, но так и не переступают (к сожалению не только читателей, но и автора).
Ещё одним цепляющим крючком в обычном в сущности романе о людях, становится фигура Энтони и его непреодолимая харизма. Скитавшийся по миру, по английским колониям в поисках легкого быстрого заработка — афер, по большому счету, — он многому научился, пропитался духом колонистов, выживающих как умеют, приобрел тонну навыков и не растерял ветрености и легкомысленности, которые, при всей своей отрицательности, и приносят ему особый шарм среди людей бизнеса, капитализма, заводов, в среде которых он оказывается в результате заботы сестры.
Кейт — другая, жёсткая, расчетливая, не боится правды, какой бы она ни была, не поддается чувствам, однако при всём при этом самозабвенно любит брата. Она становится секретаршей, а впоследствии любовницей, женой, Крога, выходца из работяг, не из аристократии, ни черта не смыслящего в культуре, поэзии, стиле, но зато акулы бизнеса, чтобы обеспечить им с братом будущее.
Этот треугольник — Энтони-Кейт-Крог — завораживает. Внутри него складываются как со- так и противопоставительные отношения.
Энтони и Кейт вроде бы единое целое, но Энтони и Кейт совершенно разные: Энтони нежный, хрупкий, ветреный, но до боли преданный идеям английского джентльменства, благородства, чести, которые в них пытался заложить отец, истинный джентльмен, готов пожертвовать богатством, чтобы сохранить, пусть и мнимую, честь; Кейт же жесткая, деловая, осознанно предает все идеалы, чтобы не выживать, но жить.
— Ошибаешься, — ответила Кейт. — У меня тоже есть родина. — Она грустно протянула к нему руки. — Это ты. С тобой для меня везде родина. Ты мой «дамский бар», Энтони, мой скверный портвейн.
Так же Крог и Кейт: они вроде бы любовники, вроде бы связаны друг с другом, но на деле – совершенно чужие друг другу, связанные лишь делом, финансами.
Интереснее всего наблюдать динамику взаимоотношений Энтони и Крога, потому что сами они – из разных миров по всем пунктам: Энтони — аристократ, человек культуры, Крог — неотесанный работяга; Энтони — нищеброд, перебивается халтурками и чудом, Крог — богач, бизнесмен с деловой хваткой; Энтони открыт новому, открыт людям, Крог недоверчив и сух. Они диаметрально противоположны, но тем не менее в процессе взаимодействия Энтони делает Крога как будто более человечным…
Впрочем, ровно до тех пор, покуда на сцене не объявляется рабочий с заводов Крога, организатор различных бунтов, и верный приятель Крога, привязанный к нему почти столь же крепко, как Кейт привязана к Энтони.
Финал у книги трагичный, во многом печальный, потому что «добрую старую Англию» поглощает беспощадная машина капитализма, которую все так боялись. Но сама по себе книга — как глоток свежего воздуха, динамичная, живая, трогательная история о том, как людей швыряет в море жизни.

Добавить комментарий