— Я просто не до конца понимаю автостражей. Каково это — быть тобой? — Я не знаю, каково это — не быть мной.
Доктор Мензах & Автостраж
Мини-сериал на 10 серий по 20 минут разбил мне сердце сладко-горьким, пусть и ожидаемым, финалом. Не делала на него больших ставок и начинала смотреть так, одним глазом: меня особенно не впечатлил ни визуал заставки, ни стиль повествования — до тех пор, пока я не вникла в сюжет: потом всё сразу обрело смысл, а заставка так и вовсе оказалась на редкость продуманной и детализированной.
А сюжет начинается с того, что команда исследователей из кольца «Сохранения» — где во главе всего стоит свобода воли, личная свобода человека — подписывает договор с крупной компанией из Коропоративного кольца — где, по классике киберпанка и мрачного будущего, разумеется, жизнь ничего не стоит — и ей в качестве дополнительной услуги навязывают приобретение автостража — сложного механизма, частично созданного из элементов человеческой ДНК, наделённого модулем контроля и обязанного подчиняться командам.
У команды из кольца «Сохранения» бюджет небольшой — и она покупает самую старую модель.
Которая оказывается ещё и сломанной.
Так главный герой, называющий себя Киллербот, в исполнении Александра Скарсгарда (из него получился отличный робот, честно!), давно тайком взломавший свой модуль контроля, отправляется с командой совершенно разрозненных, хаотичных, не похожих друг на друга, но связанных искренними чувствами людей, на неизведанную планету, где они практически в первый день сталкиваются со смертельной опасностью и Автостраж-Киллербот разоблачает себя.
А ведь он хотел просто смотреть сериалы…
Меня просмотр этого сериала побудил вернуться к своему рассказу «Тест на эмпатию» — потому что вопрос эмпатии здесь отнюдь не последний. Что эмпатичней, что человечней, что больше соответствует законам Сохранения: убить, чтобы спасти, или постараться оставить всех в живых, пожалеть и простить всех, или воздать по заслугам?
Автостраж и его клиенты от серии к серии сталкиваются с подобными непростыми выборами и казусными ситуациями, выходы из которых порой… Неординарные. И каждая серия заканчивается изящным клиффхэнгером, который легко предсказать, но на который всё равно ведёшься и включаешь следующую, чтобы узнать, все ли живы. А поскольку спасение жизни на неизведанной планете — это главное, чем они занимаются, нельзя не отметить боёвку. Она здесь не столько зрелищная, сколько нестандартная, и оттого привлекательная. Отвлечь врага сериалом? Раскатать по асфальту? Промазать десятки раз?
Сколько поворотов ещё вы хотите? Да.
Фишкой сериала является повествование от лица Автостража: несмотря на то что я не особенно люблю повествование от первого лица вообще и закадровый голос в фильмах, здесь меня это действительно впечатлило, потому что именно это позволяет следить за эволюцией главного героя. Тот редкий случай, когда развитие, нравственный рост героя не только в поступках — но в мыслях. Он наблюдает за своими клиентами — живыми людьми — иногда смотрит на них свысока, осуждает их недостатки, но между строк читается, что за эти недостатки он привязывается к ним!
Но особенно очаровательным я нахожу тот факт, что Автостраж постигает человеческий мир через тонны дешёвых сериалов из десятков сезонов (самым ярким и часто упоминающимся является «Лунный заповедник»), фрагменты из которых приводятся — и несмотря на то что любой человек считает «Лунный заповедник» ерундой, переклички с сериальным опытом Автостража порой оказываются очень яркой иллюстрацией того, что жизнь абсурднее любого бредового сериала.
В общем, это очень добрый сериал — с огромными сороконожками, похожими на червей из «Дюны», поглощающими людей, разнесёнными черепушками и шутками про отсутствие половых органов у автостражей («Догму» смотрели? Так вот он такой же кен, как Метатрон) — о том, что окружение всё-таки влияет на нас, что человек (или автостраж) меняется в зависимости от среды и отношения к нему, об эмпатии, сепарации и свободе выбора. Дополняют эти темы множество комичных проблемных ситуаций и красивых сцен (например, воображение Автостража рисует ему картину, как он сольётся с деревом и останется навек на неизвестной планете — и в этом какая-то потрясающая притягательность и безнадёга одновременно).
В одном из отзывов на «Киллербота» увидела сравнение Автостража с роботом Вертером — и теперь, по окончании сериала, могу сказать, что что-то в этом есть: такая же утомлённость, такая же неловкость, а самое главное — искренность, которая позволила Автостражу стать не просто автостражем, а Автостражем с большой буквы.
А поскольку сериал снят по роману Марты Уэллс «Отказ всех систем» — первому романа цикла «Дневники Автостража» — жду следующего сезона, а пока, может быть, почитаю сам роман.
Добавить комментарий